Более 500 делегатов из более чем 50 университетов приняли участие в конференции Проекта 5-100 в РУДН

        

На XIII семинаре-конференции по повышению конкурентоспособности российских университетов в РУДН выступили ключевые специалисты международных университетских рейтингов QS и Times Higher Education, Министерства образования и науки России, Ассоциации научных редакторов и издателей, Болонской бизнес-школы и представители ведущих российских вузов-участников Проекта 5-100.

Одним из центральных событий конференции Проекта 5-100 в РУДН стало выступление научного руководителя Московской школы управления Сколково, заместителя председателя Совета по повышению конкурентоспособности российских вузов Андрея Волкова. Свое выступление он посвятил осмыслению «Практического опыта трансформации университетов Проекта 5-100 в вузы мирового уровня» с экскурсом в историю подъема всемирно известных образовательных центров, болезни роста российских университетов, политическую стратегию развития высшего образования в России и будущее вузов в рамках ее реализации.

По мнению бывшего ректора Московской школы управления Сколково, высшее образование сегодня переживает организационную революцию. Вслед за гонкой ядерных вооружений, космических достижений ведущие страны мира сегодня вступают в новую гонку — гонку за умами. Как и две предыдущие, эта гонка — вызов для любой экономики, и вопрос, почему нужно выделять на нее средства, неизбежно провоцирует политическое напряжение в правительствах стран-конкурентов. Во всем мире около 30 стран могут позволить себе государственную политику повышения международной конкурентоспособности своих вузов.

И в российских образовательных кругах сегодня идет дискуссия о том, будет ли продолжен Проект 5-100 после 2022 года. По мнению Андрея Волкова, было бы логично оставаться в проекте и дальше. При этом смысл участия российских университетов в программе повышения конкурентоспособности вовсе не в субсидиях на их развитие. Как показывает практика, у вузов и Проекта 5-100 одни и те же задачи, и университеты работают на их решение безотносительно размера инвестиций со стороны государства. Главным источником средств для вуза по-прежнему остается его репутация — именно ее учитывают иностранные студенты, иностранные исследователи и преподаватели, иностранные инвесторы в научные разработки.

Сложность, по мнению представителя Совета по повышению конкурентоспособности российских вузов, заключается в перестройке сложившейся еще в прошлом веке, на совсем других основаниях, всей системы высшего образования. Гораздо легче было бы начать все с нуля — и это показывает опыт молодых, но уже очень успешных Высшей Школы Экономики, Российской экономической школы и т.п. У старых классических университетов нет безоблачного пути развития ни в одной стране мира — везде свои ограничения и трудности.

В конечном итоге не все российские университеты будут ориентироваться на глобальную конкуренцию, по мнению Андрея Волкова. Пока нельзя назвать какие-то пропорции, но стратегия развития высшего образования в России разделит вузы на международные научно-образовательные центры и те, что больше ориентированы на национальный контекст. Именно их участие в Проекте 5-100 и определит в будущем их соотношение (по прогнозу Волкова, глобальными останутся от 20 до 40 университетов).

Однако и оставшимся предстоит серьезная внутренняя трансформация. До сих пор большинство российских вузов, по словам спикера Проекта 5-100, работает не как социальный лифт, а как социальный сейф. Но время диктует свои правила, и вузы начинают переходить к новой модели образования, в которой студенты являются равноправным субъектом, влияющим на образовательный процесс, имеющий возможность выбирать его составляющие. Для исследовательских университетов новой моделью станет преобразование своей работы в рыночный продукт — образование в этой схеме отойдет на второй план.

Говоря о качественном влиянии Проекта 5-100 на российские университеты, Андрей Волков отметил удивительные, по его мнению, преобразования. Внутри вузов стали создаваться экспериментальные подразделения (так называемые greenfields) — территории развития, которые функционируют по ими самими придуманным правилам. Это зачастую осложняет процесс управления внутри вуза, но одновременно дает ему новые ориентиры развития.

Так, многие российские университеты стали больше внимания уделять развитию исследовательского комплекса, сферы инноваций. Практически вдвое возросла интернационализация вузов — и в отношении студентов, и в отношении преподавателей и научных сотрудников. Университеты стали играть значительную роль в региональной политике. Исторически обусловленная специализация отраслевых вузов позволила вывести их на лидирующие позиции в международных предметных рейтингах.

Однако это явление Андрей Волков одновременно считает и барьером для развития системы высшего образования в России: по его словам, она все еще имеет вид 1930 года, когда российские университеты были раздроблены на множество специализированных отраслевых учреждений. А в настоящее время большинство перспективных научных исследований носит междисциплинарный характер.

Для развития университетов международный Совет по повышению конкурентоспособности российских вузов разработал особую модель, состоящую всего из 3 компонентов. Рейтинги — важный, но не основной критерий развития вуза. Показатели, разработанные Министерством образования и науки России. И, наконец, самый важный, по мнению Андрея Волкова, компонент развития — это собственное видение университета, его уникальные компетенции, команда и внутренние приоритеты. Именно эти характеристики сегодня и являются критериями включения вуза в национальный Проект 5-100.

Официальная страница мероприятия


общий Счетчик

WEB-проекты РУДН

Открытый диалог
SMS-рассылка РУДН
Сайт "55 лет РУДН"
В РУДН с визитом
Здоровый образ жизни
Кабинет психологической помощи
Управление по науке и инновациям 
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров (ИППК)
Научные журналы РУДН
Портал Гуманитарное образование
Факультет повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного
Факультет повышения квалификации медицинских работников
Институт непрерывного педагогического образования
Центр компьютерного обучения и тестирования - ТЕСТ-КОМП
Центр изучения печени медицинского института РУДН
Центр прикладных информационных технологий
Сетевой университет Содружества Независимых Государств
ТВ РУДН
Автошкола РУДН
Издательство РУДН
Дистанционное обучение (МООС курсы)
Наука и образование против террора
Ведущие профессора и курсы, читаемые в РУДН
Сайты РУДН в домене rudn.ru